Речевые нарушения у дошкольников


В период активного становления речи ребёнка, примерно с двух лет, перед родителями встаёт проблема речевого развития их малыша. Правильно ли ребёнок говорит? Нужно ли обращаться к логопеду?
Показатели нарушения речи бывают различными: это скудный словарный запас, плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определённые звуки. Могут встречаться запинки в речи, причём сила и интенсивность запинок может мешать ребёнку изъясняться.
Что должно насторожить родителей в речи ребёнка?
- Если в 7-8 месяцев ребёнок не понимает обращённую к нему речь, не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону говорящего.
- Если в год малыш не произносит короткие слова типа: «Кис-кис», «Ням».
- Если в два с половиной года ребёнок не объединяет два слова, то есть не выстраивает фразу, например, «Дай пить», «Киса иди».
- Если после трёх лет малыш не использует в речи грамматические категории род, число, падеж и не может воспроизвести правильно трёхсложное слово: «машина», «самолёт».
- Если к трём с половиной годам не различает на слух похожие по звучанию слова: миска-мишка, уточка-удочка. Не задаёт вопросы, не интересуется окружающим.
Симптомы речевых нарушений бывают разными. Определить, какое речевое нарушение у ребёнка, насколько можно повлиять на дефект и исправить его, может логопед. В детском саду часто встречаются такие речевые нарушения:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это такое нарушение, при котором ребёнок нечётко различает на слух звуки в собственной речи и речи других людей. Имеются большие проблемы звукопроизношения: звуки искажаются, заменяются другими. Несмотря на то, что ребёнок может пользоваться грамматически правильной, развёрнутой фразой, речь его неразборчива из-за множественных дефектов.
Детям с общим недоразвитием речи рекомендуется обучение в группах речевой направленности. Общее недоразвитие речи включает несколько уровней.
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Вместо слов ребёнок использует жесты и мимику. Понимание речи, её грамматических категорий нарушено. Ребёнок не различает действие и предмет. Для коррекции первого уровня требуется помощь логопеда, психолога, медикоментозного лечения.
Второй уровень речевого развития характеризуется наличием простой фразы. Ребёнок понимает речь окружающих на бытовом уровне .В речи отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Запас слов ограничен. Слова ребёнок коверкает. Нарушено произношение многих звуков. Общается такой ребёнок с помощью отдельных слов или «ломаной» фразы.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразы с большим количеством грамматических ошибок. Запас слов ниже возрастной нормы. В речи ребёнок заменяет звуки, слоги. Есть проблемы различения на слух свистящих и шипящих звуков, звуков Р и Л, парных по звонкости, мягкости.
На четвёртом уровне сохраняется незначительное нарушение всех компонентов языка. Ребёнку трудно понять значение малознакомых сложных слов. Речь ребёнка отличается недостаточной внятностью, выразительностью. Заметны грамматические ошибки. Без логопедической помощи возможны стойкие нарушения письма и чтения.
Заикание – нарушение плавности и ритма речи, проявляющееся в повторениях звуков, слогов, слов. Наиболее часто заикание развивается в 2-5 лет, когда у детей активно развивается речь. Необходима логопедическая коррекция, которая направлена на развитие плавности речи. В некоторых случаях может требоваться медикаментозное лечение.
Важно помнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Лёгкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. Более сложные нарушения речи требует длительных занятий. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи, улучшение произношения звуков.